Цикл семинаров «Жемчужини Цигун»

О клане Шоу-Дао

Материал взят из книги "Кунг-фу формы Шоу-Дао. Истоки искусства ниндзя",
Медведев А.Н., СП "Вся Москва", 1991

Много печальных историй есть в мире.
Но самые печальные истории
- это истории о потерянном знании.

Шоу-Дао в переводе означает «Путь спокойствия».

Иногда последователи Шоу-Дао называли свою школу «Путь бессмертия», а себя – Спокойными, Бессмертными или Воинами жизни. Шоу-Дао относится к клановым школам Китая, на Западе ее техника практически не известна.

Как ни странно, истоком учения Шоу-Дао было небольшое языческое племя белых людей где-то на севере Европы. Люди этого племени поклонялись дереву. Они в совершенстве владели оружием , сделанным из дерева, знали секреты разнообразных ловушек, имеющих деревянные элементы. История этого племени в чем-то перекликается с исходом Рамы, легендарного вождя друидов, из Европы в Азию. Зен Авеста, священная книга персов, рассказывает об этом переселении. Рама был тем, кому приписывалось открытие и описание двенадцати знаков Зодиака, он был основателем арийской религии и любимым героем индийского эпоса. Но в то время, как символом Рамы был Овен, основатели Шоу-Дао сохранили неизменным культ и символ дерева, как объекта поклонения, и в Индии они стали называть себя «Ветви дерева».

Впоследствии уже в Китае культ поклонения дереву слился с учением о пяти первоэлементаху-син и превратился в учение о «человеке-дереве», где «дерево» — символ совершенства, итог долгих трудов, мучений и тревог. «Человек-дерево» был воином и философом, хранителем знаний и носителем добра, врачом и поэтом, художником и крестьянином в одном лице.

Но вернемся в Европу. Поклоняющееся дереву племя враждовало с племенами, являющимися носителями других культов, и боролось в первую очередь против человеческих жертвоприношений. Племя возглавляли несколько ведунов — носителей знаний, традиций и ритуалов.

Враги не могли победить людей дерева, но теснили их. Племя начало отступать. Оно уходило сначала на юг, а затем на восток. Отступление не было поспешным. Избегая вооруженных столкновений с местными жителями, племя останавливалось, иногда на годы, в приглянувшихся ему местах, а потом вновь отправлялось в путь, обрастая по дороге представителями иных племен и народностей. Для того чтобы люди, говорящие на разных языках, могли лучше понимать друг друга, был выработан и доведен до совершенства язык жестов, с помощью которого и сейчас последователи Шоу-Дао могут узнать друг друга в толпе и объясниться даже в том случае, если их разделяет языковый барьер.

Постепенно формировался клан, члены которого, несмотря на различную племенную, национальную и расовую принадлежность, сохраняли общность ритуалов и поклонялись дереву жизни как символу жизни.

Дерево жизни — философская категория клана «Спокойных», обозначающая жизнь как таковую и все, что с ней связано. В легендах Шоу-Дао фигурируют «Дерево жизни» — символ материальной жизни и «Жемчужное дерево жизни» — символ знания, мудрости и бессмертия.

Впоследствии поклонение дереву жизни модернизировалось в учение «Вкус плода с дерева жизни», или, сокращенно, «Вкус жизни».

В первый раз клан раскололся в очень глубокой древности. Часть клана ушла в Египет, другая часть направилась в Индию. Неизвестно, что произошло с египетской ветвью клана, но существует легенда, что после того, как воссоединятся обе ветви — египетская и индокитайская, тайное знание Шоу станет полным и принесет человечеству огромную пользу.

К моменту, когда клан прибыл в Индию, там существовало невероятное количество племен, верований, различных экзотических сект и кланов. Члены некоторых таких сект принадлежали к разным национальностям и вероисповеданиям. Их объединяло служение тайным магическим культам, соединенное иногда с политическими или коммерческими интересами. Примером такой секты является секта тхагов, или тугов-душителей, — секта грабителей и убийц. Тхаги не имели какой-то особой религиозной доктрины. К ним мог присоединиться как мусульманин, так и индуист.

Существует следующий миф о возникновении секты тхагов: однажды богиня Кали в образе устрашающей богини Бхайрави отметила среди своих почитателей самых верных — тхагов, наделила их необычайной силой и коварством и научила душить свои жертвы специальной лентой — румалом. Молодые тхаги проходили период обучения, а затем на празднике дашахра совершался обряд посвящения. Они получали заступ, чтобы рыть могилы для жертв, румал, с помощью которого они душили, а затем, в зависимости от своей веры, они присягали на каком-нибудь священном индуистском тексте или на Коране, давая клятву верности, храбрости и молчания.

Душители имели разветвленную организацию и точно разработанный порядок действий. Разведчики выясняли, когда и откуда отправляются в путь богатые купцы или ростовщики, жертву душили, и гробовщики священным заступом тут же рыли для нее могилу. Тхаги старались не выделяться среди обычных граждан, в промежутках между операциями они жили дома, занимаясь ремеслом или торговлей.

Клан «Ветви дерева» сформировался в основном на территории Индии, вобрав в себя множество мелких кланов и школ. Там же, в Индии, он объединился с кланами «Хранителей времени», «Держащих» и «Многоруких». Все эти кланы владели хорошо развитыми воинскими искусствами и тайными знаниями. Как раз из-за тайных знаний «Хранителей времени» клан «Ветви дерева» оказался вовлеченным в войну с кланом «Черного камня».

Люди «Черного камня» поклонялись священному черному камню небесного происхождения. Они владели большим черным камнем и несколькими его осколками, хранившимися у посвященных клана.

При помощи священных черных камней можно было излечивать болезни, стимулировать жизненные силы организма, убивать, развивать сверхспособности и делать многие другие невероятные вещи.

Клан «Хранителей времени» во время войны с «Черным камнем» раскололся на три части: одна часть клана примкнула к «Ветвям дерева», другая — предпочла остаться нейтральной, а третья — перешла на сторону клана «Черного камня».

«Ветвям дерева» удалось победить и захватить большой черный камень. Он был распилен на несколько сотен очень маленьких прямоугольных частей. Эти прямоугольники использовались в дальнейшем последователями Шоу-Дао для лечения, в качестве пароля и как личный амулет посвященного. С одной стороны такого амулета при помощи микроскопических точек и знаков отмечались все заслуги и достижения его владельца. Промахи и ошибки фиксировались на другой стороне. С тех пор повелось, что рядовые члены клана имеют деревянные таблички, на которых они отмечают определенные ступени своей жизни и этапы прохождения путей.

Тут, немного о путях в Шоу-Дао и о том, как последователи этого учения переходят с первого пути на второй.

Существовало несколько трактовок слова «путь». Оно означало как образ жизни, так и время жизни, как объем знаний и достижений, так и отрезок времени, равный 99 годам, 9 месяцам, 9 дням, 9 часам. Посвященные «Спокойных» проходили 9 путей, после чего, согласно легендам, достигали бессмертия.

Считалось, что для получения знаний необходимых для завершения каждого пути требовалось около ста лет.

Великолепно зная медицину и умея вылечить практически любую болезнь, последователи Шоу-Дао преуспели и в другом, прямо противоположном лечению болезней деле, а именно в вызывании и симуляции болезней. Благодаря успешной симуляции члены клана не слишком явно выделялись на фоне обремененного различными недугами населения, среди которого им приходилось жить. «Вызывание болезни» — это симуляция самой высшей степени, как правило, в присутствии компетентного лица, имеющего шанс разоблачить симулирующего.

При симуляции заболевания последователи Шоу-Дао самовнушением, регулированием частоты пульса и другими способами создавали настолько полную картину болезни, что отличить ее от настоящей было чрезвычайно сложно. В устных преданиях клана есть много интересных историй, повествующих о том, как тот или иной Шоу пользовался этим умением для достижения определенной цели. То Шоу, притворяясь больным, попадает в монастырь, где узнает давно интересовавший его способ изготовления секретного лекарства, то ввергает в панику захвативших его врагов, вызвав у себя признаки заразного, смертельно опасного заболевания, вынуждая их оставить его в лесу.

Вся система упражнений, этики и морали, верований и ритуалов Шоу-Дао была направлена на достижение основной цели — бессмертия при жизни для каждого члена клана. По достижении семидесятипяти — восьмидесятилетнего возраста член клана с группой своих одногодков начинал готовиться в дальнюю дорогу. Эта подготовка сводилась прежде всего к улаживанию дел со своим ближайшим окружением в обыденной жизни, которое должно было воспринять уход старца либо как смерть, либо как исчезновение в результате несчастного случая. Тут пригождалось умение симулировать заболевание, а то и смерть. Естественно, что сообщники из числа Шоу помогали своему товарищу в столь важном мероприятии. Группа «умерших» уходила в пустынную местность, как правило, в горы или в густые лесные массивы, куда за ними являлся посланник второго пути, который отводил их в тайную обитель, где путем регулярных упражнений вся группа успешно завершала первый путь и получала знания о втором. После обучения люди изменялись до неузнаваемости, по внешнему виду им невозможно было дать больше сорока пяти — пятидесяти лет. Им давались другие имена, легенды их жизни и назначалась новая среда обитания.

Результаты тренировок старших братьев, направляемых на истинный путь посланцами второго пути, настраивали младших братьев на оптимистический лад. Окончившие второй путь переходили на третий и т.д.

Старшие и младшие братья — градация последователей учения «Спокойных».

Существуют легенды о семи священных камнях, которыми владеют посвященные клана Шоу-Дао и некоторых других тайных кланов.

Первым из священных камней был найден черный камень. Согласно легенде, его нашел человек, который был изгнан из своего племени за какую-то провинность. С помощью магических свойств черного камня этот человек впоследствии стал главой изгнавшего его племени.

Считается, что черный камень имеет небесное происхождение. Черный камень обладал многими необыкновенными свойствами. Но чтобы он их не потерял, требовалось время от времени оживлять его. Одним из способов оживления камня было вымачивание его в крови, прогревание и некоторые другие манипуляции. После выполнения всех необходимых процедур черный камень становился прозрачным и изменял цвет на светло-фиолетовый. Кровь могла быть любая — птицы или зверя, но клан «Черного камня» предпочитал для ритуала человеческую кровь.

При помощи черного камня можно было лечить или убивать. Если кусочек черного камня находился в воде в течение месяца, стакан такой воды мог убить человека. Если камень держали в воде в течение меньшего срока, вода приобретала целебные свойства. Вода, в которой находился камень, никогда не портилась, даже спустя долгий срок после того, как камень вынимали из неё и не изменяла своих свойств. По вкусу, виду или запаху ее было бы невозможно отличить от обычной воды. Человек мог умереть, если камень долго находился в комнате у его изголовья. Иметь при себе черный камень было опасно. Обычно его хранили закопанным в землю недалеко от дома. Во время путешествия камень укладывали в специальный каменный футляр, который закрывался так, чтобы не было ни малейшей щели, в которую могло бы проникнуть вредоносное излучение камня.

Старшинство определялось не по возрасту, а по количеству времени, проведенному с Учителем.

Учитель Ли, имел тоненькую треугольную пластинку черного камня и всегда носил ее с собой в футлярчике из свинца. Упакованный таким способом черный камень был обернут в платок, который вышила для Ли дочь его Учителя. Футляр с камнем Ли носил в портсигаре, в котором, кроме него, находились маленький кусочек белого камня (о котором речь пойдет ниже), полынная сигарета и несколько снадобий. Они имели консистенцию резины и были, похоже, минерально-растительного происхождения. Эти снадобья жевали и сглатывали образующуюся слюну. Их запах немного напоминал запах чистого мумие.

На платке, в который был обернут камень, был вышит символ птицы — хранительницы камня. При внимательном рассмотрении на этом очень изящном графическом рисунке за сложным переплетением ветвей угадывался силуэт птицы, сидящей спиной к зрителю. Вид птицы и то, сидит ли она на ветке или на земле, определить было трудно. Птица, слегка напоминающая выпь, считалась хранительницей камня и была одной из центральных фигур в притчах и легендах Спокойных.

Изучавшие рукопашный бой Шоу-Дао сталкивались с боевыми техниками, такими как «каменная птица, подхваченная ветром», бой «когтем каменной птицы» и упражнения с яйцами каменной птицы.

Легенды гласили, что, если на камень, находящийся в черном состоянии, падали солнечные лучи, он ночью начинал светиться, как правило, в одно и то же время. Никто не замечал, чтобы камень светился днем. Длительность свечения камня зависела от времени облучения. Во время свечения камень часто издавал звук, который приводил в экстаз, а затем усыплял окружающих. Во время забытья их посещали видения, они слышали музыку и т.д.

Если облучение камня было слишком долгим, то звук камня становился чересчур интенсивным, и после выхода из транса у людей долгое время наблюдалось нарушение координации движения и резкое ухудшение самочувствия. С наступлением утра звук камня исчезал, и состояние транса прекращалось. Камень никогда не светился дольше одной ночи.

Ли рассказывал, что его Учитель вылечил себе рак желудка проглотив черный камень и пропустив его через желудок и кишечник. Причиной рака было то, что Учитель Ли вынужден был зарабатывать себе на жизнь в Корее, готовя всевозможные блюда китайской кухни и китайские лекарственные препараты. При приготовлении этих блюд и препаратов ему приходилось все время нюхать и пробовать их, что было очень вредно для здоровья. Когда Ли расстался с Учителем, тому было 98 лет, но он жил по поддельным документам пятидесятилетнего человека. Будучи китайцем, Учитель Ли после курса омоложения с новыми документами эмигрировал в Корею, где его никто не знал, а затем ушел и оттуда для продолжения изучения второго пути. Вместо себя наставником для других учеников он оставил Ли, завещав ему в качестве знака посвященного треугольную половину своего черного прямоугольного камня и очень маленький кусочек белого камня. Ли к тому времени получил знания полутора путей. Учитель Ли как посвященный второго пути имел еще и осколок красного камня.

Если верить легендам, семь священных камней в далеком прошлом играли огромную роль в истории клана Шоу-Дао и других тайных кланов. Большинство столкновений и войн между кланами велось ради того, чтобы обладать хоть крошечным кусочком священного камня.

Белый камень, согласно легенде, стал известен значительно позже черного. Его нашел в пещере какой-то индус. Считается, что белый камень имеет земное происхождение. Белый камень якобы имел свойство снимать многие неприятные последствия воздействия черного камня, в первую очередь его отрицательное влияние на человека.

Но вернемся к истории клана. Члены клана «Ветви дерева» непосредственно перед переходом из Индии в Китай начали называть себя Спокойными. В Китае после слияния с некоторыми даосскими школами они стали называться Бессмертными. Впоследствии из-за идеологических преследований, для того чтобы замаскировать свое учение, они, оставив почти прежнее звучание, изменили в своем названии написание иероглифа Шоу, означающего «спокойствие», на иероглиф Шоу, означающий «кисть», «рука», маскируясь под школу рукопашного боя.

Спокойные появились в Китае задолго до буддизма и Бодхидхармы. После затяжной войны с кланом «Черного камня» они, несмотря на победу, были сильно обескровлены и предпочли перебраться в более безопасные места.

В Китае клан «Спокойных» раскололся во второй раз, когда трое братьев из числа посвященных клана были осуждены за поступок, противоречащий законам Шоу: они за деньги убили противника одного китайского военачальника.

Последователи Шоу-Дао никогда не убивали нарушивших закон клана и даже предавших клан людей. Они просто изолировали таких людей от себя. И трое братьев были изгнаны из клана. К чести клана нужно сказать, что за всю его историю только трое посвященных нарушили его законы. Трое изгнанных братьев и несколько примкнувших к ним последователей организовали клан Кэндока. Название нового клана было образовано из частей имен троих братьев, его возглавлявших. Кэндоки стали, по существу, ниндзя, выполняя заказы на убийства и участвуя в политической борьбе. Другие люди называли их «люди-волки» или «люди-собаки», так как они на телах своих жертв оставляли своеобразные метки — укусы. Хочется отметить, что рукопашный бой стиля собаки не имеет к Кэндокам никакого отношения.

Школа Шоу-Дао хранит много притч и легенд. В первую очередь — это легенды и притчи об истории школы и притчи о Великом Мастере. Легенды и притчи позволяли ученикам накапливать опыт «на чужих ошибках», «за чужой счет», вдохновляли на дальнейшие достижения в самосовершенствовании, помогали приобретать специальные знания по той или иной теме, раскрывали секретные методы, бывшие на вооружении разных кланов, школ и военачальников.

Для иллюстрации бесед, например, о знании учителя использовали притчи с сюжетами типа: «о том, как один воин Шоу разрушил замыслы врага, когда узнал и использовал знание о готовящейся ловушке; когда узнал и использовал знание об уязвимом месте в планах врага; когда использовал знание рукопашного боя в битве» и т.д.

Существуют притчи о «мертвом» (то есть бесполезном) и «живом» (полезном) знании и о том, как эти категории при определенных обстоятельствах меняются местами. К ним относятся притчи о мудреце, который погиб в лесу, так как не знал, как добыть пропитание, и о мудреце, не сумевшем оказать сопротивление вражескому воину и погибшем. Из этих притч делается вывод, что только гармоничное развитие и знания из разных областей делают человека неуязвимым в различных ситуациях.

Легенды, притчи и шутки были важным элементом для пробуждения в ученике способности к «осознанию», о которой будет рассказано позже. Фактически при помощи ряда таких осознаний учителя перестраивали психику своих учеников, формировали у них мироощущение «школы Спокойствия», уничтожали многие комплексы и установки, с детства заложенные в подсознании ученика.

Физическая и психологическая подготовка школы Шоу-Дао была очень сложна и многообразна. Помимо многочисленных знаний и умений, включающих в себя глубокие знания по медицине, психологии, управлению психической и внутренней энергией организма, последователи Шоу-Дао создали оригинальный стиль рукопашного боя, позволяющий не только защитить в случае необходимости свою жизнь, но и дающий возможность практически неограниченного физического и психического совершенствования человека.

В процессе тренировок обучающиеся проходят три малые ступени, составляющие одну большую ступень обучения; девять больших ступеней, составляющих первый путь; затем переходят ко второму пути и т.д. Ли говорил, что поскольку для прохождения только первого пути требуется около 100 лет, последователь Шоу-Дао обучается специальным методам продления жизни, восстановления клеток (в том числе и нервных) и омоложения тканей. Эти методы включают в себя медитации, различные виды массажа, использование лекарственных трав, систему питания и т.д.

Если попробовать отнести стиль рукопашного боя школы Шоу-Дао к какой-либо категории воинских искусств, то, скорее всего, он займет промежуточное положение между внутренним (Нэй-чиа) и внешним (Вай-чиа) стилями Китая. Дело в том, что он в равной степени использует как жесткость, так и мягкость, как круг, так и прямую линию, тяготея, впрочем, к внутренним стилям. В основу Шоу-Дао положены представления о сфере как пронизанной линиями и кругами концентрации внутренней энергии Чи, и о движении как о ряде поз, а также чуждая догматике и муштре, базирующаяся на индивидуальных способностях ученика система тренировки. Как философия Шоу-Дао не отбрасывает мудрость любых религийи мировоззрений, оставаясь, однако, при своих взглядах, так и рукопашный бой этой школы вобрал практически все направления боевых искусств, отобрав из них наиболее оптимальные и динамичные приемы. Рукопашный бой этого направления представляет собой медитативное свободное творчество среди необозримого количества приемов в отличие от жестко регламентированных, основанных на ограниченном количестве отработанных в совершенстве приемов школ типа карате ортодоксальных направлений. Однако в Шоу-Дао имеется ряд постулатов, с которых начинается обучение и которые являются краеугольными камнями системы. Это те общие принципы, на которых зиждятся законы движения человеческого тела и его энергии.

Но рукопашный бой не был основным аспектом учения Шоу Дао. Он был необходим для поддержания хорошей физической формы, а также позволял в случае необходимости защитить свою жизнь. Помимо великолепного владения воинскими искусствами последователь школы Шоу-Дао должен был в совершенстве освоить искусство врачевания, искусство "вкус жизни" (способность наслаждаться жизнью в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах), искусство общения, искусство управления своей психикой и психикой окружающих его людей, а также все те знания, которые ему необходимы для жизни в обществе. Школой Шоу-Дао был разработан сложный этический комплекс правил и ряд специальных навыков, которые были необходимы человеку для охраны от посягательства на его внутреннюю свободу, они могли помочь в сложнейших жизненных ситуациях. Последователи школы Шоу-Дао никогда не проявляли излишней агрессивности, но и не стояли на позициях всепрощенчества и отрицания насилия. Мера и порядок во всем — было одним из принципов школы. Зло злу — добро; зло добру — двойное зло; добро злу — двойное зло; добро добру — добро. Эти принципы имеют дальнейшее развитие и в канонах ученичества, где каждому ученику дается положенная ему толика знания и, пока он не поднялся на ступеньку выше самого себя, он не получает качественно нового знания, так как не умеет с ним обращаться. Целебные зерна знания не должны падать на неблагодарную почву, ибо приносимое в ничто добро становится злом, так как уничтожается и освобождается место для зла. По представлениям школы Шоу-Дао для каждом человека существует своя правда, именно та, которая ему приятна, которую он может понять и которая близка его мировоззрению. Они считали, что говорить другую правду человеку — это преступление против него, преступление против правды, которую ты высказываешь, и против людей, являющихся носителями другой правды. Последователь школы Шоу-Дао никогда ни с кем не спорит. Он либо учит тех, кто достоин его учения, либо слушает и соглашается с теми, кто уверен в своем, ибо спорить с убежденным бессмысленно, так же как наливать в чашку с чаем новый чай, не выпив старый. В школе Шоу-Дао положено соблюдать все обычаи и требования клана, но если ее последователь попадает в другое сообщество людей, то он должен выполнять любые обычаи нового сообщества.

Школа Шоу-Дао сумела выжить и сохранить свое учение именно благодаря тому, что внешние проявления никогда не ставились над внутренними, и тому, что великая сила спокойствия и твердого рассудка побеждала эмоции и желания первых порывов души. Законы школы гласят: проявляй уважение к тем, кто достоин, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто недостоин его, если это тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то, достойное уважения. Между внутренним и внешним его проявлением огромная пропасть. Так, ты можешь и должен уважать врага, но последователь Шоу-Дао, даже в случае если вызов на поединок сделал ребенок, готовится так, как если бы на него шел в атаку опытный воин. Тем самым проявляется уважение к недостойному уважения, ибо этим последователь Шоу-Дао застрахован от неожиданностей. В мире нет ничего удивительного, так как в мире все удивительно, а поэтому удивляться чему-то одному — это значит терять картину мира в целом и, следовательно, становиться уязвимым. Только спокойное удивление окружающим нас миром приносит наслаждение им, заставляет каждодневно ощущать его вкус по-новому и приносит знание о нем. В мире нет четких ответов, в мире есть лишь желание чего-то. Ты не можешь сказать "да" — ты просто желаешь этого; ты не можешь сказать "нет" — так как отрицательный ответ лишь проявление твоих желаний. Если ты не веришь во что-то, это значит, что ты не желаешь в это верить, и это вовсе не значит, что этого нет. То же самое и в твоем желании верить. Истинное равновесие между движением и покоем — это спокойствие. Истинное равновесие между "да" и "нет" — это Шоу.


Другие книги:

Видеозаписи лекций А. Н. Медведева.

На видеоматериалах продолжительностью три часа зафиксировано живое общение учителя школы с учениками и последователями. Во время бесед, в кото-рых обсуждались различные аспекты учения, показывались и объяснялись упраж-нения, давались практические рекомендации по цигун и медитативным практикам, воинскому искусству, оздоровлению и омоложению организма, продлению жизни, искусству общения, даосским сексуальным практикам и многому другому.

Все видеолекции
1 Даосский взгляд на мир. Лекция в клубе шаманов 25.02.2000
2 Оптимизация двигательных навыков 19.03.2000
3 Человек и окружающий мир. Фен-шуй и Дао. Взаимодействие с живой и неживой природой 26.03.2000
4 Тайные сексуальные практики даосов. Развитие сексуальных энергий 15.04.2000
5 Магия жеста - 1. Пальцевые жесты и позы для активизации и управления энергией 28.04.2000
6 Воины, пути, крепости. Даосская техника контактного и бесконтактного массажа 07.05.2000
7 Магия жеста 2. 28.05.2000
8 Тайные сексуальные практики даосов 2. Повышение чувственности и сексуальных возможностей 18.06.2000
9 Стратогемы в жизни и общении - 1. Тактика и стратегия общения 02.07.2000
10 От господина "Ян" и госпожи "Инь" к Великому пределу... 30.07.2000
11 Стратогемы в жизни и общении – 2 20.08.2000
12 "Корзинка бессмертных " - 1. Гармонизация энергий организма. Создание здоровой энергоструктуры 10.09.2000
13 Общеукрепляющие упражнения Шоу-Дао для людей различного возраста, пола, и физической подготовки 01.10.2000
14 Укрепление тела в даосской традиции "железной рубашки" для мужчин и женщин 22.10.2000
15 Чай, как феномен мира: рецептура, традиции, церемонии 19.11.2000
16 Сексуальные техники даосов-3 (с показанием практической наработки) 12.12.2000
17 Магия жеста - 3. Пальцевые жесты и позы тела для активизации меридианов и управление движением энергии 11.03.2001
18 Классика даосских дыхательных техник. Упражнения с использованием мыслеобразов на основе дыхания 15.04.2001
19 Основы медитации в срединном пути. Виды медитаций. Полезная и вредная техники 29.04.2001
20 "Корзинка Бессмертных -2" для формирования огненного тела 20.05.2001
21 Нелюди и потусторонние силы. Способы нейтрализации нежелательных образов в даосских медитациях 03.06.2001
22 Психофизический практикум - 1. Медитативные практики Шоу-Дао (практические занятия) 17.06.2001
23 Нелюди – 2 09.09.2001
24 Круг пищи. Построение образа жизни по срединному пути 23.09.2001
25 Психофизический практикум - 2. Продолжение темы "медитация в покое и движении" 07.10.2001
26 Дыхательные практики даосов – 2 21.10.2001
27 Магия жеста - 4. Система Ян "Красной собаки" 04.11.2001
28 Практикум по массажу 25.11.2001
29 Нюансы применения цигун при использовании воинских техник (практикум) 09.12.2001
30 Практикум по массажу 24.02.2002
31 Омолаживающие системы массажа 10.03.2002
32 Введение в Дао. 64 потребности круга пищи 24.03.2002
33 Введение в медитацию 07.04.2002
34 Энергетика жеста от движения до пальцовки 21.04.2002
35 Свободная беседа с ответами на вопросы по сексуальным практикам даосов 15.09.2002
36 Медитационные практики. Ответы на вопросы по "корзинке бессмертных" 29.09.2002
37 Воинское искусство. Ответы на вопросы по построению тренировочного процесса 13.10.2002
38 Даосский массаж. Ответы на вопросы 27.10.2002
39 Введение в философию Дао 17.11.2002
40 Растягивание тела, ликвидация застоев. Тайский, китайский, индийский массаж 16.03.2003
41 Нестандартный тренинг эмоций. Программа: открытый, обязательный, дружелюбный 30.03.2003
42 Дыхание в развитии тела и разума 13.04.2003
43 Травы. Программа долгожителя: оздоровление, омоложение, профилактика неминуемого 27.04.2003
44 Точки и зоны. Программа долгожителя 18.05.2003
45 Меч и энергия. Оздоровительные, укрепляющие и развивающие энергию упражнения 01.06.2003
46 Упражнения для тела долгожителя 22.06.2003
47 Как перестать быть "сумасшедшим" 07.09.2003
48 Коротко о картине мира или "Глупая обезьяна играет с медным зеркалом" 21.09.2003
49 Ускоренный курс тренинга психофизических центров: воли, эмоций, сексуальности, интуиции 05.10.2003
50 Колесо жизни и другие медитации в сочетании с цигун-комплексами в движении 19.10.2003
51 Ускоренный курс укрепления тела для жизни и здоровья 02.11.2003
52 Примитивный массаж Туй-на, как способ продления жизни 16.11.2003
53 Красота и молодость. Оживляющие техники Шоу-Дао 30.11.2003
54 Курс медитаций для отыскания "Бога" в себе 14.12.2003
55 Массаж стоп и ног от лечебного до сексуального. Таиланд, Япония. Китай 29.02.2004
56 Развитие жизненной силы через сексуальные техники "Тайных покоев" 14.03.2004
57 Цигун комплексы с использованием махов рук 28.03.2004
58 Поддержка и укрепление зрения 11.04.2004
59 "Нестандартные" дыхательные упражнения для укрепления жизненной основы человеческого организма 25.04.2004
60 Жесткий и эзотерический цигун. Миф и реальность 16.05.2004
61 Тайны быстрого и грациозного движения. Неуязвимость в бою. Грациозность в жизни 30.05.2004
62 Понятие о телесно-ориентированном общении "Дао" 20.06.2004
63 Групповые медитации Дао 12.09.2004
64 Лекарственные ванны для тела при занятиях цигун и воинскими искусствами 26.09.2004
65 Интимные и сексуальные массажи. Их влияние на здоровье 10.10.2004
66 Цигун-комплексы, основанные на пальцево-локтевых жестах 24.10.2004
67 Цигун-комплексы с предметами 14.11.2004
68 Комплексы застывших поз для управления жизненной энергией 22.11.2004
69 Перемены в дыхании для укрепления и развития организма 12.12.2004
70 Цигун в движении 24.12.2004
71 Гармонизация энергий Инь и Ян. 1-ый шаг к здоровью и долгожительству 27.02.2005
72 Создание и укрепление сосудов тела. 2-й шаг к здоровью и долгожительству 20.03.2005
73 Сексуальные техники для женщин. Интимные практики, позволяющие удержать любимого мужчину 15.05.2005
74 Здоровый мужчина, поддержка сексуального статуса. Программа питания, процедура восстановления 29.05.2005
75 Сексуальные техники для мужчин. Интимные практики даосов. Гарантированный успех у женщин 11.09.2005
76 Медитация Дао для освоения сил предков 25.09.2005
77 Травы и точки. Некоторые ключи для совместного использовании 09.10.2005
78 Энергетика лидера. Через упражнения цигун к уверенности в жизни и общении с людьми 23.10.2005
79 Снова о поддержке зрения. Система постепенного укрепления глаз и улучшения их функций 13.11.2005
80 Поддержка тела и его органов через систему микромассажей. 27.11.2005
81 Построение структуры мышления "жизнелюба" на основе внутренней и внешней работы. Нет депрессии. 11.12.2005
82 Решение любых проблем жизни с помощью цигун. 25.12.2005
83 Построение оптимальной модели сексуального поведения с учётом индивидуальных черт личности. 19.02.2006
84 Моделирование совершенного «Я». Уход от внешних и внутренних конфликтов. Консолидация «Я» тела и «Я» разума 19.03.2006
85 Моделирование чувствительности. Работа с органами чувств 02.04.2006
86 Как влюбиться и разлюбить по собственному желанию. Психология и интимные практики, цигун 16.04.2006
87 Как создать избыток здоровья и научиться его запасать; удлинить рабочий день; избыток здоровья 21.05.2006
88 «Спящая собака» как система упражнений с сексуальной энергией для оздоровления и омоложения, для снятия стресса и утомляемости 04.06.2006
89 Моделирование движений тела под потребности жизни через развлекательно-оздоровительные упражнения 24.09.2006
90 Система продления жизни на основе воздействия на железы внутренней секреции 08.10.2006
91 Шоу-робика как уникальная система оздоровления для женщин и мужчин 22.10.2006
92 Снова о магии. Только реально работающие техники 19.11.2006
93 Высшее искусство даосского прикосновения. Целительное воздействие не имеющее равных 10.12.2006
94 Моделирование общения с учетом ситуации, типов людей и ваших целей 24.12.2006
95 Звуковые технологии религии, магии, цигун. Овладение звуком и словом. Обучение, лечение, жизнь и звук 18.02.2007
96 Магия, религия, цигун и ритуал. Как создавать и использовать ритуалы для собственной и общественной пользы 14.03.2007
97 Предметы для жизни, целительства, веры. Амулеты, обереги, алтари, лечебная и практическая одежда, доспехи ци. Как изготавливать и использовать 18.03.2007
98 Преобразование мира и личности. Как сделать жизнь лучше 01.04.2007
99 Мужчина и женщина. Взаимное привыкание, управление влюбленностью партнера. Построение гармоничной пары с использованием цигун и интимных практик Дао 15.04.2007
100 Как улучшить физические параметры организма. Скорость, гибкость, сила, координация, выносливость. Использование медицины Дао, цигун и др 04.06.2007
101 Формирование личности и тела с помощью волшебных точек. Изменение судьбы человека ещё в утробе матери (не мистика! 16.09.2007
102 Десятый тайный канал – один из основ здоровья и благополучия у мужчин и женщин 21.10.2007
103 Дао лидера. Мудрость даосского взгляда на жизнь 18.11.2007
104 Интимные практики даосов как способ сохранения семьи и оздоровления её членов 16.12.2007
105 "Белые Тигрицы" - сексуальные техники интимного обучения для укрепления здоровья и психотехники мужчин и женщин 17.02.2008
106 Как противостоять духовному насилию и ориентироваться на жизненном пути. Создание и пестование идеалов и жизненных ценностей приносящих счастье и удачу во всех здоровых начинаниях 16.03.2008
107 Путь ДАО. Как совмещать работу и саморазвитие. Чем и когда заниматься 20.04.2008
108 Волшебные упражнения продлевающие жизнь и возвращающие молодость. Истинный ЦИГУН в действии 18.05.2008
109 Даосские интимные практики для всех. Техника физического воздействия. Специальная подготовка для мужчин и женщин без цигун 21.09.2008
110 Даосские интимные практики с развитием чувствительности и использованием энерговоздействия. Интимный цигун 19.10.2008
111 Ритуальные магии и цигун: сходства и различия. Решение проблем жизни и сознания 16.11.2008
112 Психотерапевтические практики Дао: жемчужный треугольник, пауки, предки, счастливый старик, двойник волн и др 21.12.2008
113 Программы воздействия на точки долголетия 15.02.2009
114 Как создать индивидуальную программу цигун по укреплению энергетики тела и всех его составляющих 15.03.2009
115 Очищение тела от возрастных патогенных изменений 19.04.2009
116 «Водяные» практики цигун 17.05.2009
117 Медитации на каждый день. Кому какие надо делать медитации для здоровья и комфортной жизни 20.09.2009
118 Развитие и совершенствование сухожильных энергий с азов 18.10.2009
119 Исправление мышления. Освобождение от комплексов 15.11.2009
120 Работа с внешними энергетическими мыслеформами 20.12.2009
121 Фонтаны Дао 16.01.2010
122 Интимные и лечебные практики фонтанов Дао 20.02.2010
123 Восстанавливающая и омолаживающая техника упражнений по системе 12 месяцев 20.03.2010
124 Групповые упражнения цигун. Для чего нужна "рука" (группа) 17.04.2010
125 Образ жизни даоса в современном мире 15.05.2010
Воинское скусство
2 Оптимизация двигательных навыков 19.03.2000
14 Укрепление тела в даосской традиции "железной рубашки" для мужчин и женщин 22.10.2000
29 Нюансы применения цигун при использовании воинских техник (практикум) 09.12.2001
37 Воинское искусство. Ответы на вопросы по построению тренировочного процесса 13.10.2002
49 Ускоренный курс тренинга психофизических центров: воли, эмоций, сексуальности, интуиции 05.10.2003
Цигун
5 Магия жеста - 1. Пальцевые жесты и позы для активизации и управления энергией 28.04.2000
12 "Корзинка бессмертных " - 1. Гармонизация энергий организма. Создание здоровой энергоструктуры 10.09.2000
13 Общеукрепляющие упражнения Шоу-Дао для людей различного возраста, пола, и физической подготовки 01.10.2000
15 Чай, как феномен мира: рецептура, традиции, церемонии 19.11.2000
17 Магия жеста - 3. Пальцевые жесты и позы тела для активизации меридианов и управление движением энергии 11.03.2001
18 Классика даосских дыхательных техник. Упражнения с использованием мыслеобразов на основе дыхания 15.04.2001
19 Основы медитации в срединном пути. Виды медитаций. Полезная и вредная техники 29.04.2001
20 "Корзинка Бессмертных -2" для формирования огненного тела 20.05.2001
21 Нелюди и потусторонние силы. Способы нейтрализации нежелательных образов в даосских медитациях 03.06.2001
22 Психофизический практикум - 1. Медитативные практики Шоу-Дао (практические занятия) 17.06.2001
25 Психофизический практикум - 2. Продолжение темы "медитация в покое и движении" 07.10.2001
26 Дыхательные практики даосов – 2 21.10.2001
27 Магия жеста - 4. Система Ян "Красной собаки" 04.11.2001
33 Введение в медитацию 07.04.2002
34 Энергетика жеста от движения до пальцовки 21.04.2002
36 Медитационные практики. Ответы на вопросы по "корзинке бессмертных" 29.09.2002
41 Нестандартный тренинг эмоций. Программа: открытый, обязательный, дружелюбный 30.03.2003
42 Дыхание в развитии тела и разума 13.04.2003
44 Точки и зоны. Программа долгожителя 18.05.2003
45 Меч и энергия. Оздоровительные, укрепляющие и развивающие энергию упражнения 01.06.2003
46 Упражнения для тела долгожителя 22.06.2003
49 Ускоренный курс тренинга психофизических центров: воли, эмоций, сексуальности, интуиции 05.10.2003
Целительство
6 Воины, пути, крепости. Даосская техника контактного и бесконтактного массажа 07.05.2000
7 Магия жеста 2. 28.05.2000
10 От господина "Ян" и госпожи "Инь" к Великому пределу... 30.07.2000
26 Дыхательные практики даосов – 2 21.10.2001
28 Практикум по массажу 25.11.2001
30 Практикум по массажу 24.02.2002
31 Омолаживающие системы массажа 10.03.2002
40 Растягивание тела, ликвидация застоев. Тайский, китайский, индийский массаж 16.03.2003
41 Нестандартный тренинг эмоций. Программа: открытый, обязательный, дружелюбный 30.03.2003
43 Травы. Программа долгожителя: оздоровление, омоложение, профилактика неминуемого 27.04.2003
44 Точки и зоны. Программа долгожителя 18.05.2003
46 Упражнения для тела долгожителя 22.06.2003
Мировоззрение
1 Даосский взгляд на мир. Лекция в клубе шаманов 25.02.2000
3 Человек и окружающий мир. Фен-шуй и Дао. Взаимодействие с живой и неживой природой 26.03.2000
9 Стратогемы в жизни и общении - 1. Тактика и стратегия общения 02.07.2000
11 Стратогемы в жизни и общении – 2 20.08.2000
15 Чай, как феномен мира: рецептура, традиции, церемонии 19.11.2000
23 Нелюди – 2 09.09.2001
24 Круг пищи. Построение образа жизни по срединному пути 23.09.2001
32 Введение в Дао. 64 потребности круга пищи 24.03.2002
33 Введение в медитацию 07.04.2002
36 Медитационные практики. Ответы на вопросы по "корзинке бессмертных" 29.09.2002
39 Введение в философию Дао 17.11.2002
41 Нестандартный тренинг эмоций. Программа: открытый, обязательный, дружелюбный 30.03.2003
42 Дыхание в развитии тела и разума 13.04.2003
47 Как перестать быть "сумасшедшим" 07.09.2003
48 Коротко о картине мира или "Глупая обезьяна играет с медным зеркалом" 21.09.2003

Статьи

Базовые упражнения и концепции
Воинское искусство
Тао
О Школе
Тайны брачных покоев
Этико-философская концепция учения
Аттестация
Квалификационный справочник
УНИБОС